Пассажиры всех видов
транспорта, объединяйтесь!

Что не нравится пассажирам в работе общественного транспорта

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов рассказал в интервью изданию «Кубанские новости» о проектах организации, а также о том, на что жалуются пассажиры и как решить проблему дорожных пробок, в том числе в Краснодарском крае.

– Илья Сергеевич, расскажите, чем вы занимаетесь и какие у вас приоритеты.

– Главное для нашего Объединения пассажиров – содействовать обновлению подвижного состава в регионах. Речь идет в основном об автобусах, троллейбусах и трамваях.

Поначалу, когда мы только начали заниматься такой сложной проблематикой, не было ни ресурсов, ни программы. Сегодня в рамках долгосрочного федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на программу обновления подвижного состава в российских регионах заложено порядка 600 миллиардов на ближайшие пять лет. Дополнительно по поручению президента России Внешэкономбанком прорабатывается программа по развитию общественного транспорта.

Вторая наша ключевая задача – развитие авиационных маршрутов. Речь идет в первую очередь о повышении доступности авиаперелетов. Наша инициатива – «молодежный билет». Благодаря ему студенты смогут побывать в четырех городах Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск) за две недели по фиксированной цене 10 тысяч рублей. Стоимость билета будет снижена в рамках федеральных субсидий.

Я являюсь членом Общественного совета при Минтрансе России – одной из тех организаций, которая участвует во всех профильных совещаниях ведомства. Там, где заседают одни перевозчики, мы выражаем голос пассажиров, доносим позицию, можно сказать, с другой стороны. Не всегда наши предложения находят поддержку, но мы боремся за права простых людей, проводим исследования в соцсетях, делаем замеры общественного мнения в ходе уличных опросов граждан.

Если говорить об автобусном сообщении, то сейчас мы задействованы в работе со многими городами, но я бы выделил в этом ряду Новокузнецк. Там сложилась непростая ситуация, осенью прошлого года недовольные транспортной реформой жители даже захватывали мэрию. Мы вместе с Общероссийским народным фронтом сейчас мониторим ситуацию и предложим свои наработки по выходу из тупика.

– На что в основном жалуются пассажиры? Можно составить топ-3 обращений по прошлому году?

– На первом месте идет такая жалоба: отменили рейс, а авиакомпания не хочет возвращать деньги. Особенно часто этот вопрос возникал в пик пандемии.

На втором месте – вопрос: уехал за границу, рейсов нет, как вернуться обратно? С этими обращениями мы тоже работаем. Есть проект «Своих не бросаем», по которому помогали возвращаться гражданам на Родину.

И третий большой блок обращений – это недовольство работой общественного транспорта в крупных городах. Жалуются на долгие ожидания и невозможность повлиять на перевозчика, чтобы он качественно оказывал свои услуги.

Буквально на днях случился любопытный прецедент, когда администрация Екатеринбурга оштрафовала перевозчика за переполненный автобус. Это, конечно, сегодня редкость, но хорошо, когда транспортные предприятия будут наказывать за то, что экономят на пассажирах. Не секрет, что перевозчики сейчас хитрят и на маршруты выводят меньше машин, чем обязаны по договору.

– Отличаются ли южные регионы своими проблемами?

– Специфика Краснодарского края в том, что общественный транспорт здесь работает по остаточному принципу. Кубанцы все больше отдают предпочтение личным автомобилям. И сообщество автомобилистов в Краснодарском крае достаточно сильное в отличие от многих других регионов.

– Почему так происходит?

– На наш взгляд, людей не устраивает скорость движения общественного транспорта. А заявленные интервалы движения не соблюдаются из-за дорожных заторов.

Мое мнение такое: город должен смелее вводить в практику выделенные полосы для общественного транспорта и такси. Если появится «выделенка» в Краснодаре, то пассажиры будут экономить в среднем 30 минут на ежедневных поездках по условному маршруту из центра в пригород. Выиграют и автомобилисты, поскольку многим будет проще, дешевле и быстрее пользоваться общественным транспортом.

Краснодар занимает девятое место в рейтинге российских городов с выделенными полосами, здесь «выделенка» всего лишь чуть больше 20 километров. Кубанская столица должна, на мой взгляд, быть в первой тройке. Первое место, кстати, занимает Казань, второе – Москва.

Сама по себе «выделенка» не решит проблемы. Общественный транспорт должен быть комфортным. Кроме того, должна быть единая транспортная карта с возможностью бесплатной пересадки. Во многих городах такие карты уже есть с лимитом от 60 до 90 минут.

– Есть ли ваши представительства в регионах, например, в Краснодаре?

– Мы стараемся обходиться без разветвленной структуры, без бюрократической волокиты. В Краснодаре мы взаимодействуем примерно с сотней активистов. Неоднократно подключались к проблемам краснодарцев. Принимали участие в разработке мероприятий по борьбе с нелегальными перевозчиками. В Москве эта работа дала свои результаты (порядка 90 процентов нелегалов вытеснено с рынка), этот опыт мы хотим распространить в регионах. Сейчас формируем пул экспертов, который поможет развивать общественный транспорт в интересах местных жителей.

– Куда могут обратиться кубанцы с жалобами, своими предложениями по разрешению проблем, связанных с транспортом?

– Достаточно зайти на наш официальный сайт все пассажиры.рф. Там указаны все контакты. Работает телефон горячей линии 8 (495) 792-40-20.

Добились!

Ж/Д

Понравился ли вам новый плацкарт габарита "Т"?

Авиа

Поддерживаете ли вы замену денег на ваучеры при отмене рейсов?

Такси

Кто должен устанавливать тариф за поездку в такси?

Автобусы

Оцените уровень изношенности автобусов в вашем городе?

Водный транспорт

Как часто вы пользуетесь водным транспортом?