Пассажиры всех видов
транспорта, объединяйтесь!

Сезон отпусков: почему путешествовать лучше на поезде

РЖД восстанавливают объем перевозок пассажиров после снятия ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса. Спрос на билеты в поезда дальнего следования, на фоне возобновления глубины продаж в 90 суток, с конца мая вырос с примерно 100 тысяч в сутки до 200 тысяч. Востребованность железнодорожного транспорта оказалась даже выше, чем ожидалось. Так, в июне в поездах дальнего следования было перевезено 3,6 млн пассажиров вместо ранее прогнозировавшихся 2 млн. Пока поездки за границу остаются под запретом, однако путешествовать по России с комфортом и в полной безопасности уже можно, причем делать это лучше всего поездом. Такое мнение высказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов в интервью Газете.ru.

Пандемия и отпуск

Железнодорожные перевозчики готовы к сезону отпусков — более того, для перевозки пассажиров уже открыты ранее отмененные летние маршруты. В частности, с 27 июня было возобновлено движение части электропоездов «Ласточка» в южных регионах России. В расписание были возвращены «Ласточки» № 819/820 Ростов – Анапа/Новороссийск, № 807/808 Ростов – Краснодар – Туапсе, а также поезда № 823/824, 827/828 Краснодар – Анапа.
На отдых смогут отправиться и, к примеру, жители Смоленска. В расписание возвращен поезд №535/536 Смоленск — Брянск — Анапа. С 26 июня стартовали составы №467/468, следующие из Смоленска через Брянск на Имеретинский курорт.

«Ранее были отменены порядка 200 поездов, однако сейчас уже примерно по 100 направлениям движение возобновлено, более того, запущены дополнительные «Ласточки» в южных регионах, которые связывают Краснодар с Ростовом-на-Дону, курорты Краснодарского края, в частности, с Кисловодском. Запущен дополнительный состав, например, из Архангельска в Анапу (поезд № 221/222). Возвращены поезда от Нижнего Новгорода в Москву – это направление тоже считается достаточно перспективным в плане туризма, так как проходит через город «Золотого кольца» Владимир», – говорит глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Безопасность в пути

Главное условие путешествий на железнодорожном транспорте сейчас – это обеспечение санитарной безопасности пассажиров. Эту работу можно разделить на две составляющие, рассказывает эксперт.

Во-первых, перед выходом на маршрут состав обязательно проходит дезинфекцию – ежедневно обрабатываются тысячи поездов. Более того, постельное белье, которое выдают людям, также проходит дополнительную санобработку. И во-вторых, в особом режиме работает персонал поезда. Для них обязательно наличие маски, проверка температуры тела перед выходом в смену. Кроме того, они прошли обучение по взаимодействию с пассажиром в случае выявления у него повышенной температуры.

По словам Зотова, сотрудники следуют инструкции, которая была разработана для поездов, – ограничивают контакты заболевшего пассажира, вызывают медицинскую помощь, которая сможет приехать на ближайшей станции.

«Медицинские службы под такие задачи работают круглосуточно, следовательно, есть возможность оказать помощь уже во время ближайшей остановки. Это очень хорошее начинание», – подчеркивает Илья Зотов.

«У пассажиров в пути измеряют температуру: могу сказать по себе, так как недавно ездил на «Сапсане». Согласно действующим правилам, измерение температуры происходит дважды в день. Кроме того, весь подвижной состав во время следования минимум 4 раза в день должен проходить санитарную обработку всех поверхностей с использованием специальных средств, препятствующих распространению бактерий», – рассказывает глава Общероссийского объединения пассажиров.

Безопасность также обеспечивает система обеззараживания воздуха с помощью специальных ультрафиолетовых ламп. Она установлена под крышей вагона.

«Это достаточно технологичные вещи, которые внедрены пока не во всех поездах – в основном речь идет о новом подвижном составе, таком как «Ласточки» и «Сапсаны». Вместе с тем, более 6 тысяч вагонов «Федеральной пассажирской компании», ключевого железнодорожного перевозчика в дальнем следовании, оснащены ультрафиолетовыми лампами. Это безопасно и внедряется во всех новых и прошедших капитальный ремонт вагонах», – говорит Илья Зотов.

Очистка воздуха в вагонах поездов дальнего следования происходит также за счет двухступенчатой системы фильтрации воздуха – фильтры грубой и тонкой очистки помогают при поступлении воздуха удерживать снаружи пыль и неприятные запахи, то есть из внешней среды не поступают дополнительные элементы, которые могут стать причиной заражения.

Во время следования, помимо обработки постельного белья и поверхностей вагона, обеспечивается безопасность в вагонах-ресторанах, которые возобновили обслуживание посетителей. Там также применяется санитарная обработка и «шахматная» рассадка, чтобы обеспечить сохранение социальной дистанции. Сотрудники, работающие в ресторане, обязательно используют маски. Разумеется, пассажир, обратившись к проводнику, может заказать любое питание себе в вагон, если он не хочет посещать вагон-ресторан.

«Таким образом, все нормы и требования Роспотребнадзора тщательно исполняются, убедился в этом сам, когда недавно ездил на поезде. Это системные, комплексные меры безопасности, но не такие, которые могли бы быть неприятны пассажирам: при посадке нет долгих проверок, способных спровоцировать очереди, все проходит достаточно дипломатично. Требования для пассажиров не являются избыточными и не вынуждают их отказываться от поездок», — уверен эксперт.

Цена и качество

В настоящий момент, по мнению Ильи Зотова, поезда являются наиболее оптимальным видом транспорта по совокупности характеристик: и по комфорту, и по стоимости проезда. Зачастую при передвижении на автобусе или самолете дополнительные требования в области безопасности закладываются в стоимость билета — обеспечение масками персонала и обработка множества поверхностей стоят немало.

«Но, к чести железнодорожного транспорта, это не привело к повышению стоимости билетов, и многим гражданам очень приятно осознавать, что сейчас, в не самое простое время с точки зрения финансов, они все-таки могут позволить себе поехать на отдых, в том числе в Краснодарский край или Крым», — рассказывает Илья Зотов.

Более того, Российские железные дороги ввели скидки, в том числе совсем недавно – для детей от 10 до 17 лет, говорит эксперт. Им предоставляется скидка 50% на билеты в купейные вагоны двухэтажных поездов, чего не было раньше — скидка распространялась только на плацкарт и общие вагоны. Она, кстати, сохраняется и сейчас. Важно отметить, что это касается только поездов, курсирующих по территории России.

«Кроме того, для детей от 5 до 10 лет существует тариф с оплатой в 35% от стоимости билета. И, разумеется, дети младше 5 лет, согласно Уставу железнодорожного транспорта, пользуются правом бесплатного проезда. В этом году в железнодорожном сообщении, в том числе из-за распространения коронавируса, также была введена беспрецедентная мера: это скидка 20% на каждого члена семьи для многодетных семей. Приобрести такой билет можно по специальному тарифу «Большая семья» в железнодорожной кассе, на официальном сайте РЖД или через мобильное приложение», – говорит глава Общероссийского объединения пассажиров.

Безопасные вокзалы

На вокзалах применяется не меньше мер предосторожности, чем в поездах. Там проводится комплексная дезинфекция с участием специалистов МЧС России и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», в ходе которой все входные группы, залы ожидания, кассовые залы, санитарные комнаты, платформы, переходы и служебные помещения обрабатываются специальными обеззараживающими средствами, активными в отношении вирусов.

«Дважды в сутки проводится уборка всех помещений вокзала: в районе билетных касс, зала ожидания отдельно обрабатываются такие элементы, как подлокотники, до которых часто дотрагиваются люди. Также применяются бесконтактные диспенсеры-санитайзеры для обработки рук. Более того, существует выделенное помещение для детей — если они куда-то едут организованной группой, их переводят в отдельную комнату, чтобы они меньше контактировали с другими пассажирами. Это помещение также дополнительно обрабатывается», – рассказывает Илья Зотов.

Всех пассажиров, входящих на вокзал, охрана просит находиться внутри в маске и перчатках: по словам эксперта, это рекомендация от сотрудников озвучивается очень вежливо. Кроме того, о соблюдении мер безопасности напоминают звуковые оповещения, разметка для поддержания социальной дистанции, нанесенная на полу, в том числе возле касс, дополнительные наклейки и рекламные баннеры.

«Понятно, что сейчас лето и жарко, а вокзалы были построены много лет назад, поэтому с кондиционированием воздуха не все так просто, но сотрудники стараются наладить систему таким образом, чтобы пассажирам было комфортно», – рассуждает Илья Зотов.

Глава Общероссийского объединения пассажиров полагает, что наступившая пандемия привела нас к важным выводам о том, что любая инфекция представляет опасность, ее необходимо сдерживать и не давать ей распространяться.

«В любом случае, в условиях пандемии или нет, требование мыть руки или обрабатывать их антисептиком после контакта с большим количеством предметов в поезде – это нормальные, логичные меры, которые будут помогать пассажирам. Поэтому мы бы рекомендовали оставить санитайзеры на вокзалах, чтобы люди могли обработать руки. Хотелось бы также, чтобы аналогичные механизмы были в поездах – тогда любой человек сможет дезинфицировать руки или поверхности, если он в чем-то сомневается», – отмечает эксперт.

Пандемия, по его словам, стала определенным вызовом, например, в части оборудования всех пассажирских вагонов ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха. «Это не излишняя мера, она как раз направлена на то, чтобы сохранять здоровье граждан. Более того, сам по себе выход на линию сотрудников без повышенной температуры – это также важное условие, и его необходимо соблюдать и в дальнейшем. Персонал не должен заражать пассажиров, каким бы инфекционным заболеванием он ни болел», – резюмирует Илья Зотов.

 

Добились!

Авиа

Устраивают ли Вас цены на авиабилеты?

Ж/Д

Нужен ли Wi-Fi в поездах?

Метро

Нужно ли усилить меры безопасности?

Автобусы

Считаете ли Вы, что автобус должен быть оснащён тахографом?

Водный транспорт

Актуально ли создание водного такси в Москве?